Выставка «Марья-искусница»

Выставка рассказывает о самом важном периоде в жизни девочки, девушки – становление ее как будущую хозяйку. Представленные предметы окружали девочку, девушку на протяжение всей жизни – колыбель, ткацкий станок, швейка, швейные машинки, разнообразные виды вышивок, прялки и так, по мелочам.  От момента рождения и до момента замужества девочка должна стать настоящей рукодельницей с богатым приданным, гордостью своей семьи, что бы соседи не сказали, что девку с худым приданным отдают и чтобы муженька побогаче заполучить.

В семьях радовались всем и девочками и мальчикам. Особенно радовало рождение мальчика, так как община выделяла на него надел пахотной земли. Кроме того, женившись, сын приводил в дом еще одну работницу, а дочь, выйдя замуж, наоборот, уходила, да еще уносила с собой часть богатства семьи в виде приданого. И, тем не менее, воспитанию девочек уделялось особое внимание.  Их воспитывали как будущих матерей и хозяек. А ежели о 12-летней девочке говорили, что она «непряха» это было большим позором и для ребенка, и его родителей. Подготовка к основной роли женщины начиналась очень рано. И в  первую очередь приготовление приданного, в котором девушка с малолетства участвовала сама. Она его ткала, шила, вышивала, пряла, вязала и мастерила. «Хозяйство водить — не разиня рот ходить». Дочерей намного раньше начинали приучать к посильному труду, нежели сыновей. Видимо отсюда и пошло, что девушки взрослели быстрее. «Маленькое дело лучше большого безделья», — по такому принципу мать воспитывала свою дочь, а обучение любой сельскохозяйственной или рукодельной работе она начинала с личного примера. Показывая и объясняя дочке тонкости и последовательность выполнения того, или иного дела, помалу вовлекала ее в сам процесс.

Таким образом маленькая дочь пяти-шести лет должна была освоить основы прядения, помогать матери управляться по дому. Очень важно для девочки в отрочестве было освоить элементы ткачества, так как все ткани для одежды, полотенец, скатертей крестьяне изготавливали сами. Поэтому ткань и называли домотканой. Вначале девочку учили "наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). Как правило, ткачеством занимались зимой большими «бабьими» компаниями. И если в пяти-семилетнем возрасте малышка овладевала первичными навыками прядения пряжи на веретене или прялке, которую отец изготавливал для нее в уменьшенном варианте, то к 10 годам она могла уже самостоятельно соткать на ткацком стане для себя пояс или рушник. С этих лет она и начинала готовить для себя приданое.

На Руси поговаривали: "Отец бережет дочь до венца, а муж до конца". Став женой и мамой маленькой дочки, она была обязана научить ее тем навыкам, какие ей в свое время привила ее мать. Один жизненный цикл завершился и начался другой  цикл жизни. И так испокон веков будет.

Стоимость: входной билет

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий