Коллекционирование предметов искусства в России имеет давние традиции и является важной стороной отечественной культуры. Расцвет коллекционирования начинается в ХVIII в., когда Россия встала на путь освоения европейских культурных форм. Появляется множество универсальных и специализированных собраний, как частных, так и государственных (Петербургская кунсткамера, музей Академии художеств, коллекции Академии наук), отражающих эстетические приоритеты, развитие науки и культуры в стране. В ХVIIIв. коллекционирование в стране проходит путь от модной забавы до серьезного увлечения, сопряженного с научными интересами коллекционера (Г.А. Демидов, Н.Б. Юсупов, Н.П. Румянцев).

Фишков Е.Л. с портрета из фондов (НКГ) РА
Художественные коллекции – это собрания предметов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), декоративно-прикладного и народного искусства. Во все времена служили удовлетворению эстетических потребностей, отражая развитие эстетических представлений и наук об искусстве.
Россия была страной частных собраний. Последними исследованиями установлено, что их было не менее двух тысяч. Неспешно, в течение веков, несколькими поколениями, со знанием и любовью собиралось в них все самое значительное в мировом искусстве. Это был огромный и рассредоточенный по всей стране музей, в котором имелись экспонаты на любой, даже самый изысканный вкус.
Одной из основных задач научно-фондовой работы музея является изучение и описание предметов музейных коллекций. Важное направление этой деятельности – изучение истории создания, принципов комплектования и бытования личных коллекций, которые также являются частью музейного собрания.
Коллекция живописи Раменского историко-художественного музея насчитывает более 800 работ, в том числе 60 картин, переданных в дар музею в 1973 и 1977 годах частным коллекционером Езакиелем Лазаревичем Фишковым.
За время поступления работ в музей в альбоме «Раменский историко-художественный музей» из серии «Сокровища русского искусства» в 2005 году автором-составителем И.А. Лисиной было опубликовано 39 работ из коллекции Е. Л. Фишкова в рамках обзора коллекции живописи.
В учетных документах музея никаких данных кроме фамилии и имени владельца , не зафиксировано. В актах приема, где также было приложено заявление Езакиеля Лазаревича Фишкова о передаче в дар музею «картин разных русских художников согласно прилагаемому списку…» и некоторых предметов, сведений также нет, разве что приписка в акте приема «Фишков Е.Л. – врач».
В частную коллекцию вошли работы мастеров «Союза русских художников» – одного из крупнейших художественных объединений начала ХХ в., возникшего в 1903 году в Москве. Вместе с приходом «союзников» русская живопись, стала воздушнее и солнечнее. В работах все полно движения: колышутся воды реки, ползут по крышам солнечные блики. Тема национального пейзажа – одна из важнейших черт творчества «Союза русских художников.
Собирая и изучая материал о Езакиеле Лазаревиче мы узнали некоторые сведения о его жизни и деятельности.
Родился Езакиель Лазаревич в Белоруссии в Витебской губернии в семье белорусских евреев «значительную просветительскую работу среди еврейского населения города проводили еврейские культурно-просветительские организации Витебска: Витебское отделение Общество распространения просвещения среди евреев в России находилось в доме Фишковых на углу бибкинского переулка и улицы Суворова».
Далее, мы узнали, что в 1963 году в Абхазии в городе Сухуми была создана Картинная галерея (с 1994 г. Национальная Картинная галерея Республика Абхазия (НКГ) РА). Фишков Езакиель Лазаревич стал основателем галереи, передав в дар городу 60 полотен живописных работ из своей коллекции и предоставив первый этаж своего дома, где первоначально экспонировались художественные произведения.
Езакиель Лазаревич был известным в Сухуми врачом, в 1957-1958 г. в клинике общей хирургии 2-го МГМИ им. Н.И. Пирогова проводились клинические испытания действия препарата предложенного Фишковым Е.Л. За изобретение препарата он был награжден Малым золотым патентом.
Так же стало известно, что Езакиель Лазаревич имел дачу в Раменском районе, что возможно и объясняет выбор Раменского музея для передачи коллекции.
В настоящее время ведется работа по изучению и сбору информации о Фишкове Е.Л., а также исследовательская работа его коллекции живописи в собрании Раменского историко-художественного музея.