Выставка работ Т.С. Дунашовой к 100-летию до 15.04.21

ДУНАШОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

(1921-2005)

Заслуженный художник России

Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Член Союза художников России

«Мастер-художник высшего класса»

 


На выставке  представлены авторские работы художника из фондов музея и частных коллекций. Под руководством Н.И. Бессарабовой, сотрудника НИИ ХП, стояла у истоков возрождения народного промысла. Татьяна Сергеевна изучала историю Гжельских частных заводов фарфора 19 века и на основе традиций создала свой неповторимый стиль кобальтовой росписи и формы.

Художник гармонично влился во вновь созданный художественный промысел второй половины 20в.

 

Татьяна Сергеевна Дунашова родилась в 1921г. в  д. Турыгино Московской области Раменского района в многодетной семье.

В 1935 году после окончания семилетки в возрасте 14 лет Татьяна Сергеевна начала  свою трудовую деятельность в артели «Вперед керамика». Работала в цеху артельного производства, где изготавливали глиняные игрушки, расписанные масляными красками.

В 1937году глиняный цех объединили с фарфоровым.  Объединенная артель стала называться  «Художественная керамика». Выпускала фарфоровые  вазы, скульптуру, немного посуды. На производстве не было художников , эскизы приносили со стороны. «Первым моим  учителем был Тихон Семенов, он виртуозно владел надглазурной росписью и все его умение передавал своим ученикам» (из воспоминаний Дунашовой). Началась творческая работа живописца. Условия труда были тяжелые, электричество только входило в деревни, работали при керосиновых лампах. Постепенно производство стало развиваться.

Война изменила все. Стали закрываться цеха. Страна перешла на военное положение.

В конце 1942 года Татьяну Сергеевну призвали в Армию. В СССР вышло постановление о всеобщем военном обучении граждан, образованы курсы всеобуча и школы снайперов.  Девушки должны были выполнять обязанности бойцов стрелкового отделения. После учебы Татьяну Сергеевну направили Служить в войска службы воздушного наблюдения, оповещения связи, сокращенно ВНОС.

Пункт наблюдение и оповещение связи находился на станции Гжель, куда приходили составы для разгрузки и погрузки. Там и В 1946 году Татьяна Сергеевна вернулась в объединенную артель «Художественная керамика»  на должность  художника. Возрождали производство женщины. Выпускали чернильницы и простую кружку.

По приходу в артель художника-искусствоведа Н.И. Бессарабовой  почувствовала творческую силу, поняла, что «могу стать настоящим художником-мастером». Энергия, упорство, любовь к живописи был оценена Натальей Ивановной. Дунашова могла без труда перенести сложный узор, любую картинку, портрет на фарфоровые изделия. Татьяна Сергеевна. первая в артели предложила роспись золотом по глухому кобальту (на темно-синем фоне). Умело золотила кобальтовую роспись на изделиях других художников. Писала портреты маслом на вазах (Брежнева,  Кожедуба и др.). Накопив опыт работы с керамикой, Дунашова  начинает самостоятельный поиск форм.   Знаменитая сахарница пользуется популярностью и посей день.

Татьяна Сергеевна создала множество изделий, наборов, сервизов. Ее работы отличаются гармоничностью, строгой законченностью.   И конечно знаменитый на весь мир ее «ситчик».

В 1995 году Татьяна Сергеевна прекратила свою трудовую деятельность на производстве по состоянию здоровья.

Самобытность, чувство меры, творческое начало сделало эту простую женщину великой художницей народного гжельского промысла. По ее жизни на производстве можно судить о развитии промысла Гжель.

Умерла Т.С. Дунашова в 2005г.

Татьяна Сергеевна  оставила большое художественное наследие. До сих пор на производстве «Объединение Гжель» тиражируются  ее изделия.

 

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий