Гжель – это один из крупнейших уникальных центров русского народного гончарства не только в московской области, но и во всей России. Гжель является символом гончарного искусства России, неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.
Целый ряд пластических решений гжельских мастеров в форме и в росписи абсолютно оригинальны, уникальный гжельский сосуд – квасник ХVIIIв., сочетающий сложную архитектонику, скульптурный и орнаментальный декор, сюжетную роспись.Ваза 1940-х годов, автора Бессарабовой Натальи Ивановны(1895-1981).
Здесь представлены образцы возрождения росписей с фаянса на фарфор. Наталья Ивановна способствовала возрождению гжельской керамики, создавая на основе изучения традиций промыслов образцы изделий из фарфора, майолики и терракоты.
Вторая половина 1950-х – конец 1970-х гг. – время активного развития производства «красненького товара». Время, отмеченное особой ролью гжельских гончаров, трошковских «писарих».
Возникает чувство невольного и благодарного восхищения мастерами, их врожденным и искусно взлелеянным неустанным трудом которым писались главы сине-белой сказки: произведения Бессарабовой Н.И., Дунашовой Т.С. , Окуловой З.В., свой почерк у Квитницкой Н. Б.
Свое место конечно, занимают работы современных художников не имеющие аналогов фарфоровые шахматы Ю.Н.Гаранина, фантазийные работы в исполнении Н.Т.Бидак, изделия удивительной манерой росписи П.Н. Гордеева, сервизы А.Н.Федотова, малая пластика В.Неплюева, Г.Денисова и других
Квасник «Зима», квасник «Гончары» авторов Неплюева Виктора Вячеславовича засуженного художника России и Жуковой Светланы Васильевны, работающих в соавторстве. Сохранены традиционные формы сосудов-квасников, родиной которых является Гжель, украшены скульптурной композицией.
Фонды Раменского историко-художественного музея также пополнились авторскими работами народного художника Российской Федерации Людмилы Павловны Азаровой. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия.
- Квасник с крышкой «Зима»Авт. формы: Неплюев В.В., Авт. росп.: Жукова С.В.фарфор, кобальт, роспись подглазурная 1995 г. 56х15,5х46,5
- Квасник с крышкой «Гончары», Гжель. Авт. формы: Неплюев В.В., авт. росп.: Жукова С.В. Фарфор, кобальт, роспись подглазурная 1995 г. 42х31х15
- Ваза Авт. Бессарабова Н.И. 1940-е г.г. Фарфор, кобальт, роспись подглазурная. 8,5х 18,5
- Кувшин для кваса. Гжель, авт. Азарова Л.П. 1963 г. Фарфор, кобальт. 25х27
- Чайник доливной. ОАО «Объединение «Гжель», Авт. Азарова Л.П. (1972 г.)роспись Гордеев П.Н. (2015г.) Фарфор, кобальт. 20х27,5
- Чайник заварочный и пиала из сервиза «Восточный». Кузяевский фарфоровый завод, 1970-е г.г.; авт. Мельников Г.С. Фарфор, полихромная роспись, позолота. чайник 14х20; пиала 5 х диам.10,5
- Чашка чайная цилиндрической формы на сетчатом резном основании. ХIХ в.; фабрика Ф.М. Куринова. Фарфор, деколь, 8,2х6,5
- Ваза. Авт. Квитницкая. Турыгинский завод. Фарфор, подгл.росп., цвет.пигм. 1960. 17,5х9,5
- Скульптура “Машенька”. Авт. Н.Б.Квитницкая. Фарфор, надгл. росп., цвет.пигм. 1965. 14х5
- Скульптура Девушка с косой. Авт. Л.П. Азарова. Турыгинский завод. Фарфор, подгл.росп., цвет.пигм. 1960. 23х9
- Скульптура Аленький цветочек. АвтН.Б.Квитницкая. Турыгинский завод. Фарфор, надгл.росп., цвет.пигм. 1960. 22х8х8,3