Коллекция открыток

Коллекция открыток РИХМ

В коллекции музея хранятся открытки   периода после 1894 года и по сегодняшний день. История открытки насчитывает  более ста лет.  Первые открытки были выпущены  1 октября 1869 года в Австро-Венгрии. В  России – открытки начали выпускать  с 1 января 1872 года под названием «Открытое письмо»  (в отличии от корреспонденции в конвертах, называвшихся «закрытое письмо». Таким образом,  сформировалось более короткое и общепринятое  в настоящее время название «открытка».

С 1 января 1872 по 19 октября 1894 года бланки открытых писем выпускались исключительно почтово-телеграфным ведомством и их форма была строго регламентирована. После 19 октября 1894 г., распоряжением министерства внутренних дел Российской Империи,   было разрешено частное изготовление открытых писем,  которые «по формату и плотности бумаги должны соответствовать бланкам, изготовляемым почтово-телеграфным ведомством и с 1878 г. согласно  по международного стандарта,  принятого на Всемирном почтовом конгрессе в Париже    соответствовал  формату  открытки      9 х 14 см, (который просуществовал вплоть до 1925 г.),  также,   были оговорены цвет бланка – бумага светлых тонов и   двухцветность:  текстовка и линовка городских открыток были напечатаны коричневой краской, а иногородние – светло-зеленой.

В 1875 г. Россия вступила во Всемирный почтовый союз. С этого момента на всех открытых письмах, отправляющихся за пределы страны, появилась надпись «Всемирный почтовый союз. Россiя. Union postale universelle», на двух языках  - на родном языке и на французском. Открытки, имевшие хождение внутри России имели надпись только на русском языке.В коллекции Раменского историко-художественного музея есть видовые открытки фотографической фирмы Мартина Николаевича Шерер и   Георгия Ивановича Набгольца,  бывшая Бергнера, открытая в 1860 году  и  пользовавшаяся  безукоризненной репутацией.

«Позитивы на стекле, при сравнении их с отпечатками, доказали, что последние обязаны чистоте своей не ретуши,  как часто это встречалось, а искусству фотографов», - такую оценку дала  экспертная  комиссия за высокое качество фотографий по Мануфактурной выставке, проходившей в 1865 году в Москве, за что фирма «Шерер и Набгольц»    была награждена серебряной медалью.Открытки с видами городов и местечек по всей  Российской Империи издавало и  Товарищество «К.П.»  - «Контрагентство А.С.Суворина и Ко», которое в 1922 стало «Контрагентством печати» Народного комиссариата почт и телеграфов, а в 1929 году получило  известное нам сегодня название «Союзпечать».

Видовые открытки, как исторический источник,    возможно,  датировать  по изображению:  ведь   конкретные здания были построены в конкретное время, улицы меняли свои названия, мемориалы и памятники появлялись после исторических событий, менялась мода, военная форма.  В коллекции нашего музея хранятся открытки  с видами  Петергофа, Каширы, Крыма.

В начале XX века компания «Зингер», специализировавшаяся на выпуске  швейных машин  выпустила большую серию рекламных открыток с русскими пословицами и поговорками. Этим она деликатно напоминала о себе, расположив товарный знак на оборотной стороне, предназначенной для письма и адреса. Эскизы   были выполнены  известным художником Табуриным Владимиром Амосовичем (1880-1954)

Сюжетные или тематические открытки «Съ Рождествомъ!»; «Съ праздником Св. Пасхи!».

Художники создавали серии открыток, подчеркивающие русские национальные традиции празднования Вербного Воскресения и Пасхи с  изображением символов этих праздников - яйцо – символ  плодородия,  цыпленок – символ новой жизни, ветка  вербы – символ победы и воскрешения,  заяц – олицетворяет возрождение, ассоциируется с жертвенным огнем и «жизнью, прошедшей через смерть», а также   рисунки с цыплятами, весенними мотивами. Открытки, отражают в своих сюжетах также и   происходившие социальные и исторические события, являясь своего рода исторической летописью, так как открытка и в дореволюционной России и в Советское время являлись предметом пропаганды и агитации. Открытка,  прошедшая почту, имеет почтовый штемпель,  как источник для определения периода обращения,   по которому можно ее датировать. В обозначение даты и времени календарных почтовых штемпелей  в период конца  ХIХ начала ХХ века   Всемирным почтовым союзом периодически вносились изменения, так  с 1890 года месяц указывали римскими цифрами, а год полностью, а с 1903 года для обозначения месяца стали использовать арабские цифры, а год – двумя последними его цифрами.

Частная переписка традиционно используется историками как многоплановый источник, начиная с конца 1890-х годов. Значительная часть этой переписки велась на почтовых открытках. Таким образом, имеется весьма интересный пласт эпистолярного наследия повседневности конца ХIХ – начала ХХ века. Считалось, что сам факт отправления поздравительной открытки достаточно свидетельствует о благорасположении к адресату.

Интересно отметить ещё одну закономерность - нередко приписывался текст, связанный с другой дореволюционной традицией, взятый из гимназических девичьих альбомов, которая сохранялась вплоть до середины ХХ в. наиболее часто встречающейся надписью: «На  добрую память от подруги»,  «Вале от Гали».Открытые письма в России, стали неотъемлемой частью повседневного быта и культуры.